Рейтинг теми:
  • Голосів: 0 - Середня оцінка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Гарем...как много в этом слове для сердца....
#1
Гарем...как много в этом слове для сердца.... Часть 1

Здравствуйте уважаемые! Решил начать новую и достаточно интересную, как мне кажется, тему - султанский гарем.
Небольшое авторское отступление. В юности, еще не вооруженный знаниями и не обремененный жизненным опытом, я заинтересовался: как это у правоверных мусульман, которым религия дозволяет иметь, максимум, 4 жен, возникали гаремы по 300-400 одалисок? Разве это не нарушение основ? А если нет, то почему они должны ограничиваться именно четырьмя супружницами?
photo03
Блистательная Порта (еще одно название Османской империи) в различные года своего развития.

С числом 4 относительно жен постепенно более-менее разобрался. Новорожденный ислам стал религией бедуинских кочевников – людей бесстрашных, но очень суровых и воинственных. Мужчин всегда было меньше из-за того, что многие гибли в боях. Раз мало мужчин – мало возможности добывать пищу, а ее не так уж много на пустынных территориях Северной Африки и Аравии. Не хватает пищи – надо избавляться от лишних ртов. По традиции тех суровых времен, в случае, если рождался мальчик, ему радовались, как чуду, а девочку просто выкидывали в пустыню на смерть.
Мохаммед объединил разрозненные племена, постаравшись направить энергию соплеменников не на внутренние конфликты, а во вне (экспансия). Он ввел правила, защищающие права личности (в том числе и жизнь женщин). Четыре жены оказались вынужденной, но рациональной мерой, позволившей не только спасти жизнь многим, но и приумножить силу и численность населения, решая не только демографическую, но и многие социальные проблемы. Другое дело, что обычай, разумный и прогрессивный почти 14 столетий назад, оказался не совсем актуальным в наше время.
Мохаммед
Али - двоюродный брат Пророка Мохаммеда

Время и жизнь все ставят на место. Сегодня в светских суннитских обществах Туниса или Турции иметь более одной жены - анахронизм, так же, как и в шиитском Иране. Да и в других исламских странах с этим вопросом не все однозначно. Был у меня лет 10 назад знакомый палестинец, хороший парень, давно осевший в России. Он – правоверный мусльманин и старался (впрочем, без всякого фанатизма) соблюдать основные положения ислама. Жена была его соплеменницей, приятная и улыбчивая, чем-то напоминавшая королеву Иордании Ранию (тоже палестинку, кстати). Так вот, на мой наивный вопрос, почему у него только одна жена, а не больше, он дал такой ответ. Во-первых, это очень дорого. Чтобы жениться, надо собрать немалые деньги - калым (хотя знающие люди мне подсказали, что правильное название - махр), который будет некой пенсией, материальной основой для жизни женщины в случае смерти мужа или развода.
foto-foto-wanita-cantik-rania-al-abdullah-1
Королева Иордании Рания

Махр этот хранится у родственников жены, отца или старшего брата, и для мужа неприкосновенен. Чем богаче человек, тем больше этот самый махр. Ну, и второй момент, наиболее важный. Ты можешь быть богат, можешь выплатить шикарный махр и взять 4 жен. Но…все эти жены должны жить в согласии друг с другом. Если у тебя уже есть 3 жены, ты должен испросить согласие у имеющихся жен на новый брак, и они должны одобрить новую супругу. Хотя и тут люди осведомленные меня поправили: согласие не всегда обязательно – смотря, какие обычаи в стране. Скажут «нет» – не женишься. А главное и самое сложное - всех своих жен ты должен любить ОДИНАКОВО! Если одна из них почувствует себя обделенной, пойдет к кади (судье), и он тут же разведет супругов. Вот так.
Видимо, нелегкое это дело - любить всех жен одинаково. Может быть, поэтому один из самых богатых людей на свете, султан Брунея Хассанал Болкиах женат только на двух женщинах? Причем, вторая жена имела предшественницу, с которой султан развелся. Казалось бы, при таких-то деньгах!..
Султан с женами
Султан Брунея с супругами на дне своего 60-ти летия

Причем здесь гарем, спросите вы? Как это приблизило нас к вопросу о возможности жениться на 300-400 девушках? А все просто. Черпая информацию из различных источников, я пришел к выводу, что большинство султанов Высокой Порты (еще одно из наименований Оттоманской империи) вообще не были женаты. Были исключения типа Сулеймана Великолепного, но в целом дело обстоит именно так. Помните, как в незабываемой гайдаевской «нетленке» поет Никулин: «Если б я был султан…был бы холостой». Все в точку.
Гарем был гораздо более сложным и закрытым институтом общества, чем мы можем себе представить.
Высокая порта
В честь этих ворот (они вели ко дворцу Визиря), нередко раньше империю турков называли Высокой Портой.

Начнем с самого простого – названия. И уже тут возникает проблема. Широко используемое в обиходе слово «гарем» имеет не очень ясное происхождение. Есть версия, что оно происходит от слова «харам», то есть, запрет. Если так, то это довольно странно. Но, скорее всего, оно происходит от названия женской половины дома у турок. Мужская половина называлась селямлик, а женская - гаремлик («отдаленная половина» - видимо для того, чтобы гость не слишком увлекался восточным гостеприимством). Со временем окончание отпало, и стало использоваться слово «гарем».
Есть другой термин, нередко используемый как синоним гарема. Это слово «сераль». Увы, но и с ним не все просто. Это название султанского дворца, который мы знаем под наименованием Топ-капы в Стамбуле. А название Сераль к нему перешло от небольшого мыса, на котором дворец находится. Так как же нам называть это сборище женщин при дворе оттоманского султана? А бог его знает. Поэтому будем использовать оба наименования.
dvorec-topkani-000
Дворец Топкапы

Неверно считать, что гарем изначально был османским обычаем. Вовсе нет. Первым султанам было не до любовных утех и раздутых штатов придворных – они занимались войной и расширением своего государства. Только утвердив свою власть на завоеванной территории, они заимствовали систему гаремов у византийских императоров, а также у китайцев и багдадских халифов. И надо отметить, большинство помещений султанского сераля и то, что там творилось долгие века, было настоящим «харамом» (запретом) для посторонних. Только по обрывочным сведениям немногих европейских путешественников, а также материалам турецких исторических архивов мы можем предполагать, как и что там на самом деле было.
Начнем с основного – структуры и управления. Гарем как таковой никогда не был самостоятельной, отдельной единицей в Оттоманской Порте, а принадлежал высшей администрации, называемой «двор султана», которая, скажем, в XVI столетии насчитывала до 6 тысяч управителей и слуг. Этот двор можно было разделить на внешнюю часть (султанскую) и внутреннюю (женскую, собственно гарем). Внешней частью султанского двора заведовал глава так называемых «белых евнухов», а внутренней - глава «черных евнухов».
garem-21_2
Султан в окружении ближайших помощников. Слева - глава черных евнухов

Тут мы вплотную приближаемся к важнейшей части придворной жизни Оттоманской порты - институту евнухов. Слово это произошло от греческого еunuchos, что приблизительно можно перевести как «блюстители ложа». Евнухи - это скопцы, кастрированные слуги, особо приближенные к султану. В 95 % случаев евнухами становились мальчики с немусульманских территорий, так как самим магометанам кастрация запрещена Кораном. Самое интересное, что большинство случаев кастрации проводилось добровольно, так как, несмотря на ужасную статистику смертности (выживало только 4 из 10 оскопленных), была возможность сделать отличную карьеру на этом поприще. Умный, исполнительный евнух никогда не был бедным и голодным. В Османской империи, по дворовому этикету, отличие «черных» и «белых» евнухов заключалось не только и не столько в цвете кожи. Дело в том, что «черным» евнухам отсекали все внешние мужские половые органы. «Белых» же лишали только тестикул (впрочем, и без них природа часто брала свое).
ottoman-murad-3
Султан Мурад III

Как бы там ни было, первоначально «белые» евнухи были наиглавнейшими как во внешней, так и во внутренней части двора султана, но после того, как Мурат III устранил их главу по имени Газанфер-ага (венецианца по происхождению), власть в гареме перешла исключительно к «черным» евнухам. По официальной версии, султан казнил Газанфера за государственную измену, но во дворце перешептывались, что дело в любовной пылкости главного «белого» евнуха. Он-де, несмотря на травму мужских достоинств, перепортил половину женщин гарема. Кто знает – возможно! Во всяком случае, после этого «белые» евнухи больше никогда не считались главными, и, самое важное: им было категорически запрещено появляться на женской половине двора султана.

Вам как, мои уважаемые читатели - интересно? Продолжать?
http://zanimatelno.forblabla.com/blog/46...sa-CHast-1
"All Safety Rules Are Written By Blood"
Відповісти
#2
Гарем...как много в этом слове для сердца.... Часть 2

"— Одна жена — любит, одна — одежду шьёт,
одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?…
Тяжело!"
Гюльчатай "Белое солнце пустыни".

Здравствуйте уважаемые!
Продолжим с Вами тему, которую начали вчера. Напомню, что разговор мы с Вами закончили текстом о белых и черных евнухов. Продолжим про них же.
Итак, «белые» евнухи могли занимать 5 главных постов: капы-ага, хазынедар-баши, кылерджи-баши, серай-ага и хаз-ода-баши.
Главнейший и самый влиятельный носил звание капы-ага. Это единственный из «белых» евнухов, имевший власть наравне с «черными», ближайший помощник самого султана. Он возглавлял всю внешнюю службу двора, был начальником привратников, султанской больницы. Под его руководством находилась дворцовая школа, также он отвечал за церемониалы. Среди «белых» евнухов капы-ага, единственный, мог лично говорить с султаном и подносить ему бумаги. Естественно, это создавало почву для страшнейших злоупотреблений, и нередко с богатствами капы-ага не могла сравниться собственность даже самого великого визиря. Капы-агу можно было сразу отличить по одежде. Он носил отделанный дорогим мехом, свободно спадающий парчовый или бархатный халат с очень длинными рукавами. У него был яркий желтый или красный пояс из шелка, желтые туфли, льняные или шелковые штаны и тюрбан с конусообразной тульей.
Капи Агаши
Один из вариантов того, как выглядил Капы-ога

Хазынедар-баши возглавлял казначейство и руководил слугами и рабами, приписанными казне. Можно сказать, что он отвечал за все ценности султана, осуществлял все выплаты по линии внутренней службы и вел тщательный учет всех расходов. Короче говоря, финансист.
Кылерджи-баши отвечал за пищу для султана и надзирал за всеми работавшими на кухне. То есть, начпрод.
Серай-ага управлял сералем в отсутствие султана. Кроме того, он был заместителем начальника дворцовой школы и возглавлял палату военных кампаний. В общем, завхоз.
fruitroom
Внутренние покои Сераля

Ну, и наконец, хаз-ода-баши был хранителем перстня с печатью султана и отвечал за подарки иностранным гостям.
Большинство белых рабов происходили из Армении, Грузии и Черкессии (Чечни?), но немало было греков и итальянцев.
Если говорить о «черных» евнухах, то во главе их стоял кызлар-ага. Если визиря (министра) можно считать правой рукой султана, то кызлар-ага, без сомнения, - его левая рука. Он не только де-факто главный над гаремом (де-юре главной была мать султана, и мы об этом еще поговорим), но также и исполнял весьма доходную должность назира, или управляющего вакуфами — пожертвованиями мечетям империи и священным городам Мекке и Медине. Кроме того, кызлар-ага был начальником корпуса алебардщиков в ранге паши с тремя бунчуками (де-факто - полный генерал или маршал) и посыльным между султаном и великим визирем в особых, требующих конфиденциальности случаях.
Бунчук
Османский бунчук

Только начальник «черных» евнухов пользовался привилегией держать у себя в услужении и евнухов, и девушек-рабынь. Кроме того, он владел 300 лошадьми и был единственным, кто мог обращаться к султану в любое время дня и ночи. Немало, не правда ли? Ну, а главное, он являлся важным звеном в системе получения различных должностей в империи. Надо ли говорить, что столь важная должность при отсутствии простых мужских радостей приводила практически каждого кызлар-агу к чрезмерному сребролюбию. И по выходе в отставку (если им удавалось ее получить живыми и относительно здоровыми) бывшие евнухи просто купались в богатстве. Правда, по смерти кызлар-аги все его имущество переходило в казну султана, почему, собственно, тот и смотрел сквозь пальцы на то, что его ближайший помощник нечист на руку.
Кызляр-ага
Один из вариантов того, как выглядел глава Черных евнухов

Главу «черных» евнухов тоже легко было опознать по одежде. Одеяние кызлар-аги состояло из нижней шелковой рубашки с широким, обернутым вокруг талии поясом. Сверху, обычно почти полностью закрывая нижнюю сорочку, надевался халат из зеленой, синей или красной материи с длинными, почти до земли рукавами. Халат отделывали соболем. На голове кызлар-ага носил, слегка сдвинув на затылок, огромный тюрбан с конусообразной тульей.
Следующей по значимости была должность хазынедар-аги. Чаще всего именно хызындар становился следующим кызлар-агой после его смерти или ухода в отставку. Хызындар-ага отвечал за управление внутренней (а иногда и внешней) казной султанского двора.
3349076812_09cccaa4a2
Реконструкция подсобного помещения Сераля с 2 черными евнухами

Его должность пересекалась с обязанностями «белого» хазынедар-баши, но «черный» чаще всего был главнее. У него был статус «двухбунчужного» (генерал-лейтенанта), реже - трехбунчужного паши. Для эффективной работы у хызындар-аги было 12 помощников, главный из которых носил название хазын-ве-кил.
Следующим по значимости был баш-муссахиб, исполнявший функции порученца в общении султана с кызлар-агой. У него под началом было восемь муссахибов; в течение дня они по двое несли дежурство, готовые в случае необходимости передать распоряжение султана главе гарема.
Чуть ниже находился также чадыр-михтер-баши — главный смотритель навесов и павильонов султана. У него под началом был корпус из 800 человек, состоявший из четырех отрядов по 200 человек. Особое место среди них занимали 40 везнедаров, в чьи обязанности входило взвешивание полученных султаном денег. Командовал ими везнедар-баши, начальник государственной казны, В этот корпус также входили палачи.
черный евнух
Редкая фотография черного евнуха.

Базеркьян-баши — поставщик муслина, хлопковых, шелковых и льняных тканей и подобных товаров для двора султана и пешкешджи-баши — хранитель подарков; в его ведении находились все подарки, поднесенные султану как его подданными, так и иностранными послами от имени своих правителей.
Не будем также забывать об ода-лалы — главном камергере, баш-капы-оглане— главном привратнике апартаментов, и яйлак-баш-капы-оглана, его помощнике. Так что с уверенностью можно говорить о том, что «черные» евнухи были и многочисленнее, и влиятельнее своих «белых» собратьев по несчастью (или счастью – это уж с какой стороны посмотреть)
validesultan Карли Ван Лоо
Султан-Валиде пьет кофе. Картина Карли Ван Лоо

Ну, а главой гарема считалась султан-валиде. Так называли мать действующего султана. И власть ее была огромна. Как говорили сами турки, женщин у султана могут быть тысячи, а мать – только одна. Султан-валиде «работала» в тесной связке с главой черных евнухов кызлар-агой. Но, надо понимать, у нее имелись и собственные главный евнух, казначей, имам, наставник наследников, хранитель шербетов и другие «черные» евнухи, а также многочисленные помощники на все случаи жизни. Кроме того, у нее был еще и особый «женский кабинет», состоящий чаще всего из вышедших в отставку обитательниц сераля. Эти женщины честно прожили весь свой век в гареме, но султан не выдал их замуж за придворных и не отпустил домой. То есть, женщины были опытные, знающие все и вся в гареме и имеющие определенный склад характера. Этот штат занимался непосредственно организацией ежедневной жизни женщин всей женской половины. Во главе этой структуры стояла так называемая кетхуда, или распорядительница гарема. Ей помогала хазыне-дар-уста – дама-казначей ежедневных расходов, а также хранительницы гардероба, драгоценностей и главная банщица.
Kosem-sultan
Знаменитая Кёсем-султан

Султан-валиде вместе со своим кабинетом и кызлар-ага, повторюсь, были очень значимыми фигурами в политической жизни империи, а был даже период, когда они полностью держали в своих руках власть над страной. В историю этот период вошел под названием «султанат женщин». Наиболее яркие представительницы этого периода - Нурбану-султан (мать Мурада III), Сафие-султан (Мехмеда III) и Кёсем-султан (мать Мурада IV и Ибрагима I). На последней даме «султанат женщин» и закончился, причем, самым печальным для нее образом. Ну, и совсем отдельное место в истории занимает знаменитая Хюррем Хасеки Султан, более известная у нас как Роксолана.

Анастасия (или Александра) Гавриловна Лисовская, уроженка города Рогатина (ныне Ивано-Франковской области) достигла истинных высот в гаремных делах. Она стала не только любимой и единственной (!) женой одного из самых могущественных султанов Сулеймана I Великолепного (он же Кануни), но и матерью султана Селима II, на долгие годы став самой влиятельной и яркой фигурой политического небосклона империи. Впрочем, эта история столь многочисленно и бурно описана в различных художественных произведениях и кинофильмах, что более подробно останавливаться на ней я не считаю необходимым.

http://zanimatelno.forblabla.com/blog/45...sa-CHast-2
"All Safety Rules Are Written By Blood"
Відповісти


Перейти до форуму: